Эмоциональный интеллект – зачем школьнику знать это

Эмоциональный интеллект – зачем школьнику знать это

Советы родителям от эко-студии детского развития “БОНОБО”

Эмоциональный интеллект – зачем школьнику знать это.

Интеллект – наше богатство, ценнейшее свойство личности, разноплановое настолько, насколько многогранен сам человек.
Задачи школьника – развить мышление, получить знания, вписаться в социум. У младшего школьника основной способ получения знаний и общения с одноклассниками – через эмоции.
Простой пример: первоклассник правильно ответил на вопрос, получил похвалу учителя и одобрение ребят, он счастлив, с упоением рассказывает дома о своем успехе, и садится за уроки, чтобы назавтра снова оказаться победителем. И вот он тянет руку, почти соскакивает с места, чтобы ответить, и снова ликует, – его похвалили. Эта похвала разносится как камушек по воде: признание учителем, родителями, бабушками, соседями, друзьями родителей…Так формируется мотивация на приобретение новых знаний.
Но в классе 35 учеников, все хотят ответить, хотят признания. Ребенка раз не спросили, два, и вот он уже сидит в углу обиженный, не хочет открывать книгу, не хочет выполнять задания. Его эмоции – обида, чувство несправедливости, ощущение нелюбви. Если дать разрастись этому чувству, у него возникнет озлобленность, ненависть к тем ученикам, которых в этот момент спросили, а заодно и к учителю, который выбрал не его.

Единственный выход из этой ситуации – научиться управлять эмоциями.

Как это сделать.
Эмоции – это выражение чувств. Невозможно запретить ребенку чувствовать, но можно и нужно научить его разбираться в собственных чувствах и объяснять поведение других людей. По существу, это тренинг эмоционального интеллекта, включающий:
• Расширение словарного запаса эмоций: веселый, грустный, печальный, сникший, вдохновленный, разгневанный… Чем больше ребенок находит красок в поведении окружающих, тем внимательнее к ним присматривается, тем понятнее они ему становятся.
• Внимание к невербальным средствам общения. Жесты, мимика, поза, тембр речи, выражение глаз – все должно быть информативным. Если учитель за что-то ругает, но ребенок способен увидеть, что глаза у него добрые, то воспримет критику по существу, а не как «наезд» на него.
• Способность распознавать собственные эмоции, давать им оценку, соотнеся с событиями, вызвавшими эмоции.
• Умение определять источник эмоций другого человека: что его разозлило, рассмешило или опечалило; такой подход будет ключом к пониманию поведения собеседника в настоящий момент.
• Умение не только понимать чувства другого человека, но и уважать их.
• Развивать в себе способность сочувствовать, сопереживать другим людям. Средства – книги, фильмы, спектакли.

Ребенок в социуме.
Важнейшую роль, а иногда и определяющую, играет микроклимат в коллективе.
Можно привести множество примеров, когда родители вынуждены менять ребенку школу из-за несложившихся отношений с одноклассниками. Почему это происходит? Причина – в низкой эмоциональной культуре, которая, в свою очередь может быть вызвана целым рядом своих причин:
– уровнем эмоционального интеллекта родителей;
– темпераментом лидеров;
– семейным комфортом (дискомфортом);
– уровнем дохода в семье;
– семейными ценностями и т.д.
Дети приходят в школу со своим уровнем эмоционального развития, который сдерживается (парадокс!) современными цивилизационными достоинствами. Свободное время они проводят уже не во дворе, наполняясь эмоциями в играх со сверстниками, а один на один с компьютером, планшетом, телефоном и прочими гаджетами.
Школьники остро нуждаются в приобретении навыков общения, внимания к другим людям, понимания их поведения через выражаемые эмоции и прогнозирования их поступков.

Важно: Управлять эмоциями – не подавлять их, а не допускать, если они деструктивны.
В способности понимать эмоциональное состояние и управлять им и заключается эмоциональный интеллект.